Услуги выездного обслуживания в сфере регистрации недвижимости доступны в прежнем режиме

 

31 декабря 2022 года завершилась реорганизация Федеральной кадастровой палаты Росреестра путем присоединения ее к публично-правовой компании «Роскадастр».

ППК «Роскадастр» является правопреемником прав и обязанностей Федеральной кадастровой палаты Росреестра и осуществляет свою деятельность, в том числе, с учетом следующих услуг:

 - выездной прием заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прилагаемых к ним документов;

- курьерская доставка бумажных документов, подлежащих выдаче после осуществления учетно-регистрационных действий, а также уведомлений об отказе в кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, уведомлений о прекращении кадастрового учета объектов недвижимости и (или) государственной регистрации прав, а также доставка представленных заявителем подлинников бумажных документов, подлежащих выдаче после осуществления учетно-регистрационных действий;

- курьерская доставка документов на бумажных носителях, подлежащих выдаче заявителям по результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и других заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не полученных в установленном порядке заявителями, а также при принятии решения о возврате документов без рассмотрения;

- выездной прием запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), и прилагаемых к ним документов к месту оказания государственных услуг;

- курьерская доставка документов, подлежащих выдаче по результатам рассмотрения запросов о предоставлении сведений из ЕГРН.

Стоимость и порядок предоставления услуг остались неизменными.

Подробную информацию об оказании услуг выездного обслуживания в Томской области можно получить по телефонам: 8(3822) 46-78-71 (доб. 2015, доб. 2017).

 


 

 

С 1 марта 2023 года будут сокращены сроки предоставления земельных участков

 

В целях раздела публичного земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, уполномоченный орган власти обязан принять решение об утверждении схемы расположения ЗУ на КПТ или решение об отказе в ее утверждении. Срок для принятия такого решения сокращен с 1 месяца до 20 дней.

Срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления публичного земельного участка либо заявления о перераспределении земель и земельных участков, если схема направлена на согласование в Рослесхоз, может быть продлен до 35 дней (ранее 45 дней).

Рослесхоз обязан будет уведомить о принятом решении в течение 10 рабочих дней (ранее 15 дней).

В случае, если Рослесхозом выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества, указанный орган направляет схему соответственно в Минобороны России, ФСБ России. Указанные федеральные органы обязаны уведомить Рослесхоз о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы в течение 10 дней (ранее 15 дней).

Рослесхоз уведомляет уполномоченный орган на предоставление участка об итогах такого согласования в течение 20 дней (ранее 30 дней).

Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 марта 2023 года.

 


 

 

Признание и регистрация ранее возникших прав на объекты недвижимости

 

            Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, сведения по которым отсутствует в ЕГРН, обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости. Заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

Государственная регистрация прав также является обязательной, если с заявлением о внесении сведений как о ранее учтенном объекте обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости не уплачивается. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Для этого нужно обратиться в любой офис МФЦ - представить соответствующее заявление и ранее полученный документ, удостоверяющий право на объект недвижимости, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

 


 

 

Особенности предоставления земельных участков гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления

крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

 

01.01.2023 вступила в силу новая статья 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ.

Ею предусмотрено, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с иными случаями, установленными земельным законодательством, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Такие земельные участки будут предоставляться на срок до пяти лет. При этом не потребуется подтверждение отсутствия земельного участка на территориях иных субъектов РФ.

Субъект РФ своим законом может установить предельный размер предоставляемого земельного участка.

Изменение целевого назначения (категории земель) предоставленного земельного участка не допускается.

Необходимо  учитывать, что с 01.01.2023 передача арендованного земельного участка в субаренду, передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством, являющимися арендаторами земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, не допускаются.

 


 

 

До 1 января 2026 года продлён срок проведения «лесной амнистии»

 

На защиту прав добросовестных приобретателей земельных участков, которые оказались в лесном фонде направлена так называемая «лесная амнистия» (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»).

На практике часто оказывается, что принадлежащий землепользователю земельный участок в соответствии со сведениями государственного лесного реестра или лесного плана субъекта РФ относится к землям лесного фонда, а по данным ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель. В связи с этим возникали многочисленные споры о порядке пользования таким участком.

Суть «лесной амнистии» сводится к следующему. Если ваши права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016,  при установлении его принадлежности к определенной категории земель приоритет имеют сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а при их отсутствии - сведения правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.

Также к иной категории земель подлежит отнесению земельный участок, который по данным государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ, ЕГРН и документам относится к землям лесного фонда, но до 08.08.2008 был предоставлен гражданину для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, для строительства или эксплуатации жилого дома, для личного подсобного хозяйства либо образован из таких участков.

Федеральный закон от 19.12.2022 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» до 1 января 2026 года продлевает возможность устранения противоречий в сведениях государственных реестров в части установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

 


 

 

Возможность предоставления электронных закладных нотариусом

 

За закладной в электронном виде можно обратиться не только непосредственно в  банк, но и к нотариусу, у которого есть техническая возможность работать с электронными закладными. Этот вариант удобен тем, что залогодержателю и залогодателю (а если залогодатель - третье лицо, также и должнику) необязательно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Заявление и электронную закладную подпишет только нотариус, и этого будет достаточно.

Так, статьей 13.3 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке) предусмотрено, что при подаче заявления о выдаче электронной закладной и направлении электронной закладной нотариусом, в том числе в случае отсутствия у залогодателя, а в случае, если залогодателем является третье лицо, также и у должника по обеспеченному ипотекой обязательству либо залогодержателя УКЭП, такие заявление и электронная закладная подписываются только УКЭП нотариуса.

С учетом наметившейся тенденции к переходу кредитных организаций на работу исключительно с электронными  закладными, а также в соответствии с положениями Закона об ипотеке о направлении нотариусом в орган регистрации прав электронной закладной, подписанной УКЭП нотариуса, Федеральной нотариальной палатой реализован сервис для подписания нотариусом представленной кредитной организацией электронной закладной и ее направления в орган регистрации прав, в рамках совершения нотариального  действия по удостоверению сделки, по которой возникает ипотека и права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству или по договору об ипотеке удостоверяются закладной в электронной форме.  Первая нотариальная сделка совершена 30 ноября 2022 года.

 


 

 

Комплексные кадастровые работы. Что это такое?

 

Комплексные кадастровые работы – это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов, а также на определенных территориях. В результате проведения комплексных кадастровых работ:

1)уточняется местоположение границ земельных участков;

2)устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);

3)обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения (кроме линейных объектов);

4)обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых, в том числе, улицами, набережными, скверами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН.

Основанием для выполнения комплексных кадастровых работ является государственный или муниципальный контракт, если работы финансируются за счет бюджетных средств, либо договор подряда, если работы финансируются за счет внебюджетных средств.

Заказчиком комплексных кадастровых работ может быть уполномоченный орган самоуправления муниципального района, муниципального округа (для работ, финансируемых за счет бюджетных средств), либо правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых выполняются такие работы (внебюджетные средства). От имени заказчиков работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, вправе выступать лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности, указания федерального закона, а также представитель, в частности, участников гражданско-правового сообщества правообладателей объектов недвижимости.

Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры – индивидуальные предприниматели, либо кадастровые инженеры – работники юридического лица. Другие лица, в том числе кадастровые инженеры, работающие у индивидуального предпринимателя по трудовому договору, не вправе выполнять такие работы.

 Согласование местоположения границ земельного участка проводится, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись эти работы, либо смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Согласование границ проводит согласительная комиссия.

 После работы согласительной комиссии исполнитель работ оформляет проект карты-плана территории в окончательной редакции.

 При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. По общему правилу она может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН.

 Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карте-плану территории. Без такого согласия осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается.

В этом году многие собственники объектов недвижимости получили извещения о проведении в отношении их объектов комплексных кадастровых работ. Правообладатели, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать их проведению. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

 


 

 

Какую ответственность может понести кадастровый инженер

 

Деятельность кадастрового инженера подлежит контролю со стороны саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой он является.

В зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий кадастрового инженера могут привлечь к административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.

За определенные умышленные нарушения кадастровый инженер может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Такими нарушениями являются:

- внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;

- подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории.

Ответственность будет зависеть от суммы ущерба, который возникнет в результате действий инженера.

Гражданско-правовая ответственность кадастрового инженера может наступить в виде:

- обязанности возместить причиненные убытки заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам. Гражданская ответственность кадастрового инженера в этой части должна быть застрахована, соответственно, оплата производится за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования;

- мер, предусмотренных договором подряда на выполнение кадастровых работ (например, в виде обязанности уплатить неустойку).

Действия кадастрового инженера в рамках договора подряда на проведение кадастровых работ по оформлению межевого плана, технического плана и акта обследования могут быть оспорены в судебном порядке.

Дисциплинарная ответственность: меры дисциплинарного воздействия к кадастровому инженеру могут применить следующие:

-  предписание об устранении нарушений в определенный срок;

-  предупреждение;

-  штраф;

- исключение из СРО. При этом исключенный инженер не сможет вступить в другую аналогичную организацию в течение определенного срока. Таким образом, он на некоторое время лишается возможности осуществлять деятельность в качестве кадастрового инженера. Исключить инженера из СРО могут, например, если он часто допускает ошибки при составлении документов, в результате чего орган регистрации прав вынужден исправлять реестровые ошибки или отказывать в осуществлении кадастрового учета. Количество отказов (решений об устранении реестровых ошибок), по достижении которого кадастрового инженера следует исключить из СРО, определено действующим законодательством;

- иные меры ответственности, которые установлены внутренними документами СРО.

 


 

 

Как узнать собственника и историю недвижимости

 

Организации и граждане могут столкнуться с недобросовестными продавцами недвижимости либо стать жертвой стечения неблагоприятных обстоятельств, в том числе, неопределенности договоренностей между сторонами договора, неточностью формулировок договора, оплошностей, допущенных обеими сторонами в процессе осуществления сделки по отчуждению недвижимости.

Чтобы узнать, кто является собственником недвижимости и историю объекта капитального строительства или земельного участка,  необходимо заказать актуальную  выписку из ЕГРН об объекте недвижимости. Это поможет выявить зарегистрированные обременения (залог, арест, долгосрочную аренду) и убедиться в наличии права собственности у продавца. А также заказать выписку из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости, которая содержит дополнительно сведения о правообладателях объекта недвижимости в определенный период времени, включая данные о правах и долях отдельных лиц, даты регистрации и прекращения прав на недвижимость, и сведения о признании собственника полностью или частично недееспособным. Стоит отметить, что в ЕГРН хранятся все сведения о недвижимом имуществе, начиная с 1998 года и по настоящее время.

Получить сведения о собственнике объекта недвижимости из ЕГРН может любое заинтересованное лицо. Поиск сведений осуществляется как по адресу, так и по кадастровому номеру объекта. Запрос в реестр подается одним из следующих способов:

- лично в МФЦ;

- в бумажном виде по почте;

- онлайн через портал Росреестра или Госуслуг;

Кроме того, для просмотра данных об объекте недвижимости в режиме реального времени на официальном сайте Росреестра реализован информационно-справочный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Данный сервис предоставляет открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе всем желающим и является очень полезным для оперативного получения справочной информации об объектах недвижимости. Для этого необходимо ввести в поисковую строку адрес объекта, и перейти на его страницу, где отобразиться общая информацию об объекте: полный адрес, кадастровый номер, кадастровая стоимость, площадь, этаж, дата постановки объекта на учёт, форма собственности, а также количество собственников. Чтобы узнать имя владельца - закажите выписку из ЕГРН. Общедоступные сведения, содержатся в выписке об основных характеристиках.

На Госуслугах доступны все 18 видов выписок ЕГРН.

С 1 марта 2023 года получить из ЕГРН сведения о правообладателе недвижимости станет сложнее.

Нововведения направлены на повышение защищенности персональных данных граждан от несанкционированного доступа неограниченного круга лиц. С 1 марта 2023 года персональные данные могут предоставляться третьим лицам только если собственник изъявит такое желание и подаст в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН соответствующей записи.

Изменения не коснутся уполномоченных органов, супругов владельца недвижимости, совладельцев, арендаторов и арендодателей недвижимости, обладателей частного или публичного сервитута, наследников, собственников недвижимости, чей объект расположен на чужой земле, собственников смежного участка, арбитражных управляющих, залогодержателей, нотариусов, кадастровых инженеров.

Получить выписку с данными правообладателя остальные лица смогут только через нотариуса, подтвердив наличие обстоятельств, достаточных для получения.

 


 

 

Как оформить в собственность земельный участок под гаражом

 

Гражданин, являющийся собственником гаража, может приобрести в собственность земельный участок под этим гаражом, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

При определенных условиях можно оформить земельный участок в собственность в упрощенном порядке, получившем название "гаражная амнистия" (ст. 3.7 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Если гараж является капитальным (то есть прочно связан с землей), возведен на земельном участке до 30.12.2004 и не признан в установленном порядке самовольной постройкой, подлежащей сносу, то при определенных условиях до 01.09.2026 можно приобрести право собственности на находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок под таким гаражом бесплатно.

         Приобретение права собственности на земельный участок под гаражом в рамках "гаражной амнистии" возможно в следующих случаях:

1)  земельный участок для размещения гаража предоставлен или передан вам какой-либо организацией (в том числе с которой вы состояли в трудовых или иных отношениях), либо иным образом выделен вам, либо право на использование такого земельного участка возникло у вас по иным основаниям;

2)  земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив (далее - гаражный кооператив), либо право на использование такого земельного участка возникло у такого кооператива по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок под гаражом распределены вам на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

Такой гараж может быть блокирован общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящим объектом капитального строительства.

При этом "гаражная амнистия" распространяется и на граждан, прекративших членство в гаражном кооперативе, в том числе вследствие его ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица. Количество гаражей и земельных участков, которые могут быть оформлены в собственность гражданина в рамках "гаражной амнистии", законодательством не ограничено.

Граждане должны иметь в виду, что если земельный участок под гаражом не стоит на кадастровом учете, его будет необходимо образовать, для этого Решение о бесплатном предоставлении земельного участка под гаражом в собственность принимает уполномоченный орган публичной власти, как правило, это муниципалитет. Такое решение принимается после того, как участок под гаражом будет образован и поставлен на кадастровый учёт. В целях сокращения финансовой нагрузки на граждан законом предусмотрено, что за государственную регистрацию права собственности на гараж и земельный участок под ним не нужно будет платить госпошлину, поскольку соответствующее заявление в Росреестр будет подавать орган местного самоуправления от имени гражданина. После проведения регистрационных действий он вручит владельцу выписки из ЕГРН, подтверждающие оформление прав на гараж и земельный участок.

Если права на гараж зарегистрированы в ЕГРН, возможно оформление права собственности на земельный участок под гаражом в общем порядке.

Для этого необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, т.к. вы являетесь собственником гаража. По итогам рассмотрения заявления при отсутствии оснований для отказа уполномоченный орган не позднее 30 дней (в 2022 г. - 14 календарных дней) со дня поступления заявления подготовит и подпишет проекты договора купли-продажи земельного участка и выдаст (направит) их вам для подписания. Договор купли-продажи земельного участка является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок. Заявление в Росреестр на государственную регистрацию прав будет подавать орган местного самоуправления от имени гражданина. После проведения регистрационных действий он вручит владельцу выписку из ЕГРН.

 


 

 

Как отличить реестровую ошибку от технической

 

Реестровая ошибка – это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Реестровую ошибку следует отличать от технической ошибки. Техническая ошибка - это описки, опечатки, грамматические, арифметические или другие подобные ошибки, которые допущены органом регистрации прав при внесении сведений в ЕГРН. В результате такой ошибки сведения о недвижимости не соответствуют данным в документах, на основании которых сведения вносились в реестр. Например, в техническом плане здания указана одна площадь, а в реестре – другая.

Чтобы узнать, какая ошибка допущена, нужно сравнить сведения об объекте недвижимости в выписке из ЕГРН и документах, на основании которых сведения вносились в реестр. Если они различаются, нужно исправить техническую ошибку. Если сведения идентичны, то это означает, что ошибка допущена в документах, то есть исправлять нужно реестровую ошибку.

Например, собственники земельных участков часто сталкиваются с неверным отображением границ на кадастровой карте. Проблема выглядит так: земельный участок корректно стоит на кадастровом учёте, но его расположение на публичной карте отличается от реальных границ. Пересечение границ и наложение участков наблюдается в большинстве сельских поселений. Именно это и является реестровой ошибкой.

Исправление ошибки – это внесение корректных изменений в ЕГРН. Есть два способа внесения таких изменений: внесудебный порядок и на основании судебного решения. Первый способ отличает отсутствие претензий со стороны третьих лиц, например владельцев смежных (соседних) участков. Если же возник конфликт с соседями, тогда внесение изменений в ЕГРН возможно по решению суда.

Если ошибка содержится в документах о характеристиках объекта недвижимости, тогда следует обратиться к кадастровому инженеру. Рекомендуем обращаться к кадастровому инженеру, допустившему данную ошибку. Кадастровый инженер составит технический план для объекта капитального строительства или межевой план в отношении земельного участка. В таком плане будет указано, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки.

После этого нужно подать заявление в орган регистрации прав и приложить к нему исправленные документы.

Если исправить ошибку в досудебном порядке не представляется возможным, ее можно исправить и в суде. Однако в некоторых случаях обращение в суд является единственным способом ее исправления. Основаниями для исправления реестровой ошибки исключительно в суде являются следующие:

1) ее исправление может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН

2) при возникновении споров при исправлении ошибки в описании местоположения границ земельных участков

Когда ошибка будет исправлена судом, нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением и приложить к нему вступившее в законную силу решение суда, на основании которого она будет исправлена в ЕГРН.

 Такая ошибка исправляется органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, которые свидетельствуют о ее наличии и содержат верные сведения, либо вступившего в законную силу решения суда.

  После этого собственнику направляется уведомление об исправлении ошибки. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

 


 

 

Усовершенствован порядок изъятия у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения  в случае его неиспользования по целевому назначению

 

Федеральным законом от 05.12.2022 № 507-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ.

В частности, уточнен порядок исчисления срока неиспользования земель с/х назначения, по окончании которого возникают основания для принудительного изъятия соответствующего земельного участка у его собственника по решению суда.

Установлена возможность такого изъятия в случае, если на момент проведения контрольно-надзорного мероприятия выявлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение 3 лет и более.

Вводятся особенности проведения торгов в форме публичного предложения, которые проводятся в случае, если повторные публичные торги по продаже изымаемого земельного участка признаны несостоявшимися.

Сокращены сроки принятия уполномоченными органами решений о приобретении изымаемых земельных участков в государственную или муниципальную собственность. Так, если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не продан посредством проведения торгов в форме публичного предложения, в течение пятнадцати дней такой земельный участок может быть приобретен в собственность муниципального образования, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пятнадцати дней с даты истечения срока, в течение которого такой земельный участок мог быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

Закреплено, что собственник земельного участка из земель с/х назначения, которому выдано предписание об устранении выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований, не вправе передавать такой земельный участок в залог, совершать сделки, направленные на переход, прекращение права собственности на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, а также иные действия, направленные на прекращение права собственности на такой земельный участок.

С 3 до 5 лет увеличен максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды земельного участка из земель с/х назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для сенокошения и выпаса скота.

Обращаем внимание правообладателей, что действие Федерального закона №101-ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

 

 


 

 

Единый документ территориального планирования  и градостроительного зонирования

 

Единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа признается соответственно генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе подготовленные применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, частям населенного пункта, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капстроительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений.

Обязательным приложением к единому документу территориального планирования являются сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон.

Подготовка такого документа обеспечивается местной администрацией на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Если утвержден единый документ, в том числе применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, частям населенного пункта, то подготовка и утверждение правил землепользования и застройки применительно к территориям указанных населенных пунктов, их частям не осуществляются, а ранее утвержденные правила применительно к данным территориям подлежат признанию утратившими силу.

Соответствующие поправки внесены в Градостроительный кодекс РФ, которые вступили в силу 19.12.2022 года (Федеральный закон от 19.12.2022 № 541-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции»).

 


 

 

 Как и чем в настоящее время подтверждается проведение государственной регистрации сделки с объектом недвижимости?

 

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

 

С 29.06.2022 Росреестр перешел на электронный документооборот. Теперь при подаче в МФЦ заявления на регистрацию права собственности и постановку на государственный кадастровый учет и всех документов на бумажных носителях переводятся в электронную форму, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью и направляются в электронном виде по защищенным цифровым каналам в территориальный орган Росреестра. Бумажные документы возвращаются заявителю. Исключением остаются лишь документарные закладные.

Если ранее на договорах о регистрации сделок с недвижимостью ставили регистрационные надписи и печати, то в настоящее время любые учетно-регистрационные действия (переход права, внесение изменений в ЕГРН, регистрация ипотеки) удостоверяются только выпиской из ЕГРН, которая содержит сведения об объекте, в том числе о его характеристиках, собственнике, наличии либо отсутствии ограничений и обременений (например, арестов, запретов, ипотеки, ограничений в использовании) и другие общедоступные сведения об объекте недвижимости.

Выписка из ЕГРН выдается заявителю после государственной регистрации вместе с документами, которые он представил в бумажном виде. Указанная выписка подготавливается государственным регистратором прав и направляется в МФЦ в электронном виде. Уже бумажная выписка подписывается сотрудником МФЦ и выдается заявителю.

Следует отметить, что выписка из ЕГРН актуальна только на момент выдачи.

 

 

 Как и чем в настоящее время подтверждается проведение государственной регистрации сделки с объектом недвижимости?

 

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

 

С 29.06.2022 Росреестр перешел на электронный документооборот. Теперь при подаче в МФЦ заявления на регистрацию права собственности и постановку на государственный кадастровый учет и всех документов на бумажных носителях переводятся в электронную форму, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью и направляются в электронном виде по защищенным цифровым каналам в территориальный орган Росреестра. Бумажные документы возвращаются заявителю. Исключением остаются лишь документарные закладные.

Если ранее на договорах о регистрации сделок с недвижимостью ставили регистрационные надписи и печати, то в настоящее время любые учетно-регистрационные действия (переход права, внесение изменений в ЕГРН, регистрация ипотеки) удостоверяются только выпиской из ЕГРН, которая содержит сведения об объекте, в том числе о его характеристиках, собственнике, наличии либо отсутствии ограничений и обременений (например, арестов, запретов, ипотеки, ограничений в использовании) и другие общедоступные сведения об объекте недвижимости.

Выписка из ЕГРН выдается заявителю после государственной регистрации вместе с документами, которые он представил в бумажном виде. Указанная выписка подготавливается государственным регистратором прав и направляется в МФЦ в электронном виде. Уже бумажная выписка подписывается сотрудником МФЦ и выдается заявителю.

Следует отметить, что выписка из ЕГРН актуальна только на момент выдачи.

 

 Как и чем в настоящее время подтверждается проведение государственной регистрации сделки с объектом недвижимости?

 

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

 

С 29.06.2022 Росреестр перешел на электронный документооборот. Теперь при подаче в МФЦ заявления на регистрацию права собственности и постановку на государственный кадастровый учет и всех документов на бумажных носителях переводятся в электронную форму, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью и направляются в электронном виде по защищенным цифровым каналам в территориальный орган Росреестра. Бумажные документы возвращаются заявителю. Исключением остаются лишь документарные закладные.

Если ранее на договорах о регистрации сделок с недвижимостью ставили регистрационные надписи и печати, то в настоящее время любые учетно-регистрационные действия (переход права, внесение изменений в ЕГРН, регистрация ипотеки) удостоверяются только выпиской из ЕГРН, которая содержит сведения об объекте, в том числе о его характеристиках, собственнике, наличии либо отсутствии ограничений и обременений (например, арестов, запретов, ипотеки, ограничений в использовании) и другие общедоступные сведения об объекте недвижимости.

Выписка из ЕГРН выдается заявителю после государственной регистрации вместе с документами, которые он представил в бумажном виде. Указанная выписка подготавливается государственным регистратором прав и направляется в МФЦ в электронном виде. Уже бумажная выписка подписывается сотрудником МФЦ и выдается заявителю.

Следует отметить, что выписка из ЕГРН актуальна только на момент выдачи.

 

 

Просмотров: 1162
Источник: Управление Росреестра по Томской области